Оставить заявку на расчет

Китай захватывает российских покупателей

Даже в кризис онлайн-шопинг остается самым быстрорастущим сегментом ритейла. К концу года оборот розничной интернет-торговли объемом 1,4 трлн руб. вырастет на 5,3%. Но если правительство не облегчит условия для отечественного бизнеса, все сливки с российского рынка снимут иностранные, а особенно китайские площадки, опасаются эксперты.

Можно быстрее



Даже на фоне десятипроцентного падения оборота розницы в 2015 году онлайн-рынок смог показать прирост около 7%, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). За три года оборот этого сегмента почти удвоился и достиг 1,4 трлн руб. в 2015 году по сравнению с 736 млрд руб. в 2012-м.

Направление продаж онлайн в первом полугодии 2016 года оставалось самым успешным для многих крупных сетей магазинов. О росте выручки в 2,5 раза по этому сегменту объявила на прошлой неделе ГК «Детский мир» (при общем росте выручки на 36%), опережающий рост продаж в интернете отметили в первом полугодии сети «М.Видео» и «Эльдорадо». Двукратное увеличение онлайн-продаж констатирует также Inventive Retail Group, объединяющая сети магазинов цифровой электроники, детских и спортивных товаров.

Первые месяцы 2016 года — одни из лучших в истории российского e-commerce по количеству заказов, подсчитало исследовательское агентство Data Insight.

В первом квартале 2016 года число заказов онлайн выросло на 22%, объем продаж — на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Но этот рост в том числе следствие низкой базы, поскольку в прошлом году в сравнении с предыдущими годами рост сектора замедлился кратно. Если в 2013 году он достигал 34,4%, а в 2014 году — 31%, то в 2015-м — только 6,6%, по данным совместного аналитического исследования за 2015–2016 годы АКИТ, исследовательской компании GFK и некоммерческой организации Ecommerce Foundation. Прогноз на 2016 год — 5,3% роста.

Чтобы дополнительно стимулировать онлайн-торговлю, в Минэкономразвития пока предлагают снять прямые ограничения на продажу ряда товаров: алкоголя и табака, лекарств, ювелирных изделий и продуктов питания. По результатам обсуждения с бизнес-сообществом министерство уже направило в правительство предложения по этому вопросу, сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. Но определенного срока их рассмотрения нет, и сказать, когда они могут воплотиться в жизнь, пока трудно.

Если снять существующие ограничения, это могло бы послужить хорошим стимулом для роста, считают в АКИТ. Тогда доля онлайн-торговли в общем объеме ритейла уже в этом году выросла бы с 4 до 5%, прогнозируют там.

Однако не все ведомства согласны на послабления в законодательстве. Например, Минздрав выступает против продажи алкогольных напитков онлайн. Благодаря принятым ограничительным мерам потребление алкоголя снизилось c 14,3 до 10,5 л на душу населения с 2009 по 2015 год, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства. Снятие запрета может нивелировать эффект, а кроме того, онлайн-продажи сопряжены с нежелательной рекламой алкогольных напитков, воздействующей на неопределенный круг лиц, в том числе детей, считают в Минздраве.

Почему китайцам в России торговать хорошо

Отсутствие границ в онлайн-сегменте требует от правительства особого внимания к условиям работы отечественных игроков по сравнению с зарубежными, считают эксперты. Иностранные сайты, пользуясь пробелами в законодательстве, делают потребителям более выгодные предложения, отмечает руководитель комитета АКИТ по стандартизации Александр Логунов.

«А именно: они не обязаны соблюдать закон «О защите прав потребителей», исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС», — перечисляет он. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы будет нарастать объем покупок россиян в зарубежных магазинах, опасается Логунов, поэтому тема выравнивания конкурентных условий остается сейчас самой актуальной.

Данные аналитического исследования АКИТ подтверждают, что объем покупок россиян в иностранных магазинах растет обгоняющими темпами по отношению к общему объему их закупок онлайн.

Так, с 2013 по 2015 год он почти утроился, с €1,2 млрд до €3,1 млрд. В основном это происходит за счет повышенного интереса к товарам из Китая: если в 2013 году на эту страну приходилось 40% заказов из России, то в 2015-м — уже 80%.

Разница в темпах роста между российским и зарубежным направлениями шопинга онлайн сохраняется и в этом году и сохранится в ближайшие годы (если только не будет серьезных ужесточений правил кроссбордерных покупок, притом не столько в части пошлин и налогов, сколько в части усложнения процедуры прохождения таможни), полагает партнер компании Data Insight Борис Овчинников.

По оценкам Data Insight за 2015 год, на долю зарубежных покупок пришлось 34% от всех российских онлайн-заказов материальных товаров (82 млн из 242 млн), при этом в денежном выражении доля кроссбордера — только 20%, 160 млрд из 806 млрд руб. «Дело в том, что средний чек для кроссбордерных покупок за счет китайского направления, и в первую очередь «Алиэкспресса», примерно в два раза ниже, чем для внутрироссийских покупок», — поясняет Овчинников.

Проблема заключается не только в регулировании, но и в недостаточном ассортименте товаров с российской стороны, считает председатель совета директоров международного торгового портала «Глобалрустрейд» Анна Нестерова. «Если взглянуть на ту же Alibaba, мы увидим, что это в основном экспортные сделки преимущественно по потребительским товарам. А какие потребительские товары Россия может предложить на экспорт?» — удивляется она.

Промышленные товары, которыми наша страна могла бы торговать за рубежом, продаются по-другому: офлайн-сопровождения избежать довольно сложно, особенно если продукция или бренд неизвестны во всем мире. «Требуется достаточно длительный переговорный процесс, и электронные площадки не смогут здесь помочь. Нужно альтернативное решение», — говорит Нестерова.

Самой популярной у покупателей в товарном сегменте остается одежда, на втором месте — продукты IT, на третьем — обувь, говорится в исследовании АКИТ. В список популярных в интернете товаров попали также продукты для дома и сада, здоровья и красоты, спортивные аксессуары и электроника, игрушки, продукты питания. В сфере услуг больше половины продаж приходится на сферу туризма: бронирование билетов и номеров в отелях.

Главным барьером для развития интернет-торговли в стране остается наша большая территория, считает гендиректор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский.

«Последняя миля до покупателя — один из самых непростых вопросов в нашем бизнесе. Но несмотря на это, крупные онлайн-игроки продолжат территориальную экспансию и силами своей логистики будут стараться дотянуться до самых удаленных городов», — говорит он. Поэтому сектор будет расти темпами около 15% ежегодно, прогнозирует Славинский.

Еще более оптимистичной точки зрения придерживается гендиректор OZON.Ru Дэнни Перекальски. В этом году рынок будет расти темпами около 10%, а с 2017 года можно ожидать улучшений с постепенным восстановлением до уровня 20% роста ежегодно, считает он.

Развитию онлайн-торговли в России сегодня ничто не мешает, полагает он, главное — осведомленность о возможности делать выгодные и удобные покупки онлайн. Хотя некоторые товары, такие как алкоголь и лекарства, должны быть под особым контролем, чтобы избежать подделок.

Добавьте комментарий
необходимо указать имя
необходимо указать контактные данные
необходимо оставить комментарий

Спасибо за оставленное мнение!

Ваш отзыв будет размещен после проверки модератором