Причины стагнации российско – китайской торговли.

15.12.2017
Причины стагнации российско – китайской торговли.

    За 5 лет – с 2011 по 2016 годы – оборот торговли России и Китая сократился более чем на 20%, при этом импорт сократился больше, чем экспорт. Причины такого сокращения становятся ясны, если посмотреть на то, по каким видам товаров больше всего упал оборот.
    Больше всего пострадал экспорт минерального топлива; его сокращение, как нетрудно догадаться, совпало с падением цен на нефть на мировых рынках. Что касается импорта, для его сокращения имеется, прежде всего, две причины. Во - первых, падение курса российского рубля, которое сделало значительно менее выгодным для китайской стороны экспорт товаров в Россию. Во - вторых, падение уровня реальных доходов россиян в связи с комплексом негативных явлений: уже упомянутым падением курса национальной валюты, падением цен на нефть на мировых рынках и режимом санкций. В результате сокращения доходов населения снизился спрос на китайские товары широкого спроса, за счет чего наибольшее сокращение импорта наблюдается в таких сегментах, как обувь, гетры и аналогичные изделия; электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, ее части и принадлежности; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности; предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные, машинного или ручного вязания.
    Если с одеждой и радиоэлектроникой все ясно, так как доминирующее положение Китая на этих рынках в России видно невооруженным глазом, то группа товаров «средства наземного транспорта» требует определенных комментариев. По статистике запросов в интернете, китайские автомобили в последние 5 - 6 лет интересовали россиян больше, чем какие-либо еще. Факт, что импорт автомобилей сократился «всего лишь» на 23,37%, а не на 58%, как в случае с радиоэлектроникой, связан как раз с тем, что из-за падения доходов населения в России покупатели стали еще больше интересоваться дешевыми китайскими автомобилями. В такой ситуации, естественно, внешняя торговля КНР стала больше диверсифицироваться. При этом, как и в случае с Россией, где упал внешнеторговый оборот в целом, не только с Китаем, в Китае также сокращался за указанный период внешнеторговый оборот в целом.
   Что же касается отраслей, в которых наблюдался рост оборота, то первую тройку представляют пищевые продукты. При этом как продукты, которые Россия экспортирует (жиры и масла, масличные семена, плоды и зерно, прочие плоды), так и те, которые импортирует (фрукты и орехи). Экспорт российских жиров и масел в Китай всегда был значительным, Китай по объему этой продукции находится на третьем месте среди импортеров российских жиров и масел. Особенно значительный рост, что примечательно, наблюдается в сегменте соевого масла. Соя всегда занимала значительное место в китайской кухне, в России же в последнее время она успешно выращивается в Приморье и Краснодарском крае. Если раньше Россия закупала сою в Китае, то теперь, соответственно, все наоборот. Российские производители сои считают Китай потенциальным гигантским рынком сбыта, что, как мы видим из таблицы, недалеко от истины. Обращает на себя внимание также то, что Россия нарастила экспорт в Китай рыбы и морепродуктов при том, что импорт сократился, несмотря на то, что в стратегии импортозамещения Китай фигурирует как один из поставщиков морепродуктов. Вместе с тем, при том, что Китай наращивает свою добычу рыбы и морепродуктов, для России он остается основным покупателем продукции российской рыболовной отрасли.
vfyjdtu.gifНесмотря на негативную динамику в период с 2011 по 2016 годы, многие аналитики в начале 2017 года прогнозировали возможное улучшение годовых результатов (на фоне 2013 года уж точно). Это было связано, в первую очередь, с укреплением курса рубля, повысившим интерес китайской стороны к экспорту в Россию товаров, во - вторых, с укреплением нефти на мировых рынках, что в той или иной степени может улучшить покупательную способность населения России, как и укрепление рубля, а также привлекательность для российской стороны экспорта в Китай нефти и нефтепродуктов. Действительно, за 1 квартал 2017 года российский экспорт в Китай вырос на 22,4%, импорт из Китая – на 36,1%. Это почти на четверть больше, чем оборот за аналогичный период 2016 г. Однако, глядя на результаты 3 квартала этого года, следует думать, что по итогам 2017 года можно будет ждать очередного ухудшения, причем, возможно, еще более значительного, чем в предыдущие годы: по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года оборот сократился почти на 50%. Вероятнее всего, это связано с неоправдавшимися ожиданиями как российской, так и китайской сторон, и прежде всего – китайской, по поводу укрепления рубля и нефти: то оказалось слишком слабым. Соответственно, покупательная способность российских потребителей в этом году снижается, а заинтересованность китайских экспортеров в экспорте в Россию – не растет.

Добавьте комментарий
необходимо указать имя
необходимо указать контактные данные
необходимо оставить комментарий

Спасибо за оставленное мнение!

Ваш отзыв будет размещен после проверки модератором